Мы встретились с юбиляром на киностудии имени Горького. То, что
здесь работают над “Ералашем”, понятно
и без вопросов: на стенах яркие надписи
(“К директору заходить без стука”
и т. п.), звучит “девчонки и мальчишки,
а также их родители”. Песенку напевает
на ходу одна из сотрудниц, да и мобильный
в чьем-то кабинете выдает знакомый
всем с детства рингтон. Борису Грачевскому
ни ста, ни даже его шестидесяти не
дашь. Энергия распространяется из
него на окружающих быстрее скорости
света.
- Борис Юрьевич, вы юбилеи любите?
- Мне вообще нравится повод устроить
праздник. Дело не в том, придут важные
люди и начнут меня чествовать: (пародирует
– прим. ред.) “Дорогой Борис Юрьевич,
позвольте мне от московского округа
подарить”… Нет, это я терпеть не могу.
Но это же отличный повод просто повеселиться!
- А самый дорогой подарок, который
вам запомнился?
- Я к подаркам отношусь… Конечно,
приятно, когда их дарят. Но чтобы
запоминать: ага, ты мне это подарил,
а я тебе то – такого нет.
Самый дорогой, все же, наверно “Мерседес”,
который подарил мне сын в 1999 году.
Это дорогая машина, да еще и куплена
была в самое начало выхода из дефолта.
У всех едва концы с концами сходились,
а тут такой подарок роскошный. Это
было красиво: в ресторане, где мы
отмечали, выключили свет. И за окном
в свете прожекторов все увидели “Мерседес”,
украшенный шариками и ленточками.
В общем, как в фильмах Голливуда.
Народ был просто потрясен! Испортился
весь праздник. Все заскучали. Один
из очень известных людей сказал: “Ну
что, пошли, нам тут с нашими подарками
делать нечего!” Ну причем тут это?
Подарил сын и подарил. Я ж не меряюсь
презентами! В конце концов, главный
подарок – это добрые блестящие глаза
твоих друзей. Светлые улыбки людей,
которых просто узнают на улице, говорят:
“Здравствуйте, гы-гы-гы!” Я понимаю,
что они не идиоты, и ширинка у меня
застегнута. Они просто любят “Ералаш”
и вспоминают детство. Это так здорово,
что ты приносишь пользу! Эти люди
потом приходят домой и говорят: “Ну
все, отдых удался. Грачевского видели”.
- Вас не раздражает,. что вас узнают
на улице, подходят?
- Ты знаешь, я могу поспорить с фразой
Пастернака «быть знаменитым некрасиво».
Да нормально! Конечно, раздражает,
когда лезут: иди сюда, выпьем, я тебе
налью. Я тогда говорю: “Пошел ты,
я сам себе налью”. А когда люди нормальные,
я совершенно спокойно к этому отношусь.
Раз мы в каком-то буфете стояли в
очереди, и тут ко мне подходят: “Мы
вас так любим, так любим! Мы с Дальнего
Востока. Вот вам банка красной икры
и бутылка коньяка в подарок от нас,
просто на память”. Как все вокруг
меня возненавидели! Ведь не им дарят
эту икру, а мне.
- Сейчас кризис. И выходит ваш первый
полнометражный фильм “Крыша”. Не страшно?
- Я лично кризиса не чувствую. Хотя
то, что происходит вокруг, судя, по
новостям, очень непросто. Вон как
сократилось с бешеной скоростью число
миллиардеров. Но у меня нет миллиардов...
На все деньги, что мы зарабатываем,
мы снимаем “Ералаш”. Мне это интереснее.
У гроба ведь нет кармана! На тот свет
с собой деньги не возьмешь.
У меня есть фразочки - "идиотизмы
Бориса Грачевского", - и одна
из них очень подходит к нынешней ситуации:
"Мы будем жить лучше! У нас просто
нет другого выхода".
- В Ералаше сюжеты в основном крутятся
вокруг школы. А у вас какие воспоминания
о ней?
- Нормальные, спокойные. Просто, когда
я вырос, стал взрослым, я понял, что
школа - это один из главных вредов.
Это первая машина по уничтожению личности
ребенка. При том, что я это понимаю,
у меня нет предложений, как учить
по другому. Ведь у нас нет денег,
чтобы в школах были классы по 8-10
человек и предметы менялись в зависимости
от интересов ребенка… Ну а нынешняя
система образования так давит детей!
К тому же у нас плохо с хорошими учителями…
- Именно сейчас плохо или так было
всегда?
- Да это как у артистов: один хороший,
другой плохой. Вот так и учителя.
Один так рассказывает биологию, что
все рот открывают, как интересно.
А другой… Самое противное, что я прожил
жизнь и мне не понадобились ни разу:
тригинометрия, алгебра. Были действительно
нужны: литература, русский язык, арифметика.
Физика чуть-чуть, азы химии. География
и история.
Я считаю, что нечего детям забивать
голову этими науками.
- А от своих детей вы требовали хороших
оценок в школе?
- Я требовал приличных, четверок достаточно.
- Вы много работаете с детьми. Наверно,
всем родителям можете давать советы,
как с чадами обращаться?
- Я всегда импровизирую. Я не знаю
что сейчас этому ребенку скажу. Зависит
от него самого, от его поведения,
характера, отношения ко мне. Говорю,
и смотрю на его реакцию: засмеется?
Испугается? Меня иногда упрекают:
“Вот вы с детьми грубо разговариваете”.
А я не грубо, я на их языке разговариваю!
Это наше с ними дело. Я могу сказать
мальчишке: “Отвали от меня, видишь,
я занят!” Но так бы ему любой сверстник
сказал.
- Правда, что юмор бывает детский
и взрослый?
- В принципе, да. Но высший пилотаж,
когда твой детский юмор будет интересен
и взрослым. Если я смогу найти второй,
третий, четвертый смысл. Чем многомерней
и объемней твоя шутка, тем лучше.
- А что дети все актеры, только потом
их система коверкает?
- Нет. Одни дети могут играть, другие
на сцене не могут даже заикнуться.
- И развить актерское мастерство в
детишках нельзя?
- Ребенка невозможно обучить. Мои
дети из “Ералаша” спокойно выйдут
на любую сцену. Шестилетний артист
однажды сказал режиссеру: "Чего
вы тут говорите, я не понимаю! Вы
объясните точно задачу, я сыграю,
а вы поправите". Это шестилетний
ребенок выдал! Режиссер обалдел.
- Верно ли, что за самыми смешными
и легкими сюжетами стоит тяжелая и
скучная работа?
- Это правда. Я всегда боюсь, когда
съемки счастливые. Как только в полтретьего
сюжет закончили снимать, говорю: “Это
кранты ребята, это лажа будет полная!”
- А мне кажется, когда вы на площадке
это всегда весело.
- Нужно же создать на площадке позитивную
атмосферу!
Я вот сейчас “Крышу” снимал, так за
мной ходил ассистент и записывал,
как я ляпну что-нибудь.
Например, у нас играла актриса Ольга
Прокофьева. После репетиции спрашивает
меня: “Ну что, Борь, какие пожелания
будут?” А я: ну здоровья, счастья!
Все легли от смеха.
Съемки проходили в декабре, холод
собачий. На крышу мы поднимались к
9 утра, последние съемки закончились
в два часа ночи. По сюжету дети должны
были рыдать. И я рыдал вместе с ними
– такое единение было.
- Вы все сюжеты Ералаша помните?
- Конечно!
- И самый первый?
- Я его помню наизусть. Это в последних
я уже начинаю путаться, а первые я
все знаю отлично.
- И можете прямо так и рассказать?
- Чуден Днепр при клевой погоде…
- А какой сюжет оказался самым дорогим?
- Все трюковые сюжеты, которые так
любят дети, очень дорогие. Вот сейчас
мы запустили в производство сложнейшую
серию, где будет масса трюков, гэгов.
Всего-навсего мальчик выбросил банановую
корку. И дальше началось такое!..
Там развалилось полстройки, упала
масса всего. В общем, жуть! Это, конечно,
все долго и дорого.
Еще у нас есть замечательный сюжет
«Успела», где девочка бежит и рушит
вокруг себя все…
- Есть ли у “Ералаша” запрещенные
темы? Вот эротику, например, вы затрагиваете…
- Конечно, есть запреты. Вот сегодня
принесли сюжет: мальчик в ларьке врет,
что ему нужны три бутылки пива для
дедушки-инвалида, а сам собирается
купить для своих друзей. Я автору
сказал, что он с ума сошел! Слово
«блин» никогда не прозвучало в “Ералаше”.
И не будет звучать. Потому что это
такая замена матерного выражения.
Ну а эротические моменты - они всегда
были. Ну, может, сейчас чуть жестче
стали. Еще в советское время был сюжет,
как мальчик подглядывает за девочкой
в окно. А она раздевается и вдруг,
в самый “горячий” момент, задергивает
штору. А на ней надпись: «Спокойной
ночи, Кипятков!»
А сейчас эротика выглядит так: мальчик
заходит в квартиру девочки. Спрашивает:
“Ты где?” – “Я в ванной”. Он заходит,
а она в пене сидит. Показывает ему
голую ногу, голую руку… Потом говорит:
“Ты мне спинку не потрешь?“ Он падает
в обморок. Она встает – в комбинезоне!
- В кино все больше проникает скрытая
реклама. А в “Ералаш”?
- Нет у нас этого. Нет, и терпеть
это я не могу.
- А если это социальный заказ?
- Я очень много сделал социальной
рекламы за копейки. Очень пронзительной.
Мои истории о том, чтобы дети были
очень внимательны, опасались всяких
маньяков и педофилов. О детях в детском
доме, которые каждый день ждут, возможно
вас. Или вот клип: девочка из дома
малютки. Первое слово, которое говорит
ребенок «мама». А этой девочке некому
его сказать.
Вот о чем были мои сюжеты! О том,
что взрослые не думают о детях. Или
например, панорамный вид пьяного стола
в 6 утра. Валяются окурки, объедки.
Расколотая бутылка. И полуторагодовалый
ребенок тащит осколок в рот. И титры:
«Остановитесь!»
Все это меня беспокоит.
В общем-то, и мой фильм “Крыша” о
том же. Родители, будьте внимательны
к своим детям, даже если вы нормальные
непьющие люди. Даже маленькое неправильное
словечко может привести ребенка на
край крыши. Вообще никто не знает,
от чего может пойти ребенок и покончить
собой... Но этот фильм прокатчики
не хотят брать. Они частные, и их
никто не заставит.
- Скажите, а если бы не "Ералаш",
чем бы вы занимались?
- Не знаю… Вот говорят, если бы бога
не было, его бы изобрели. Я не сравниваю,
нет… Большая часть моей жизни – 35
лет – связана с Ералашем”. Это моя
батарейка, электричество, от которого
я заряжаюсь. И когда мне говорят:
“Вот ты начнешь снимать кино, бросишь
“Ералаш”… Да не брошу я никогда! Как
я могу бросить ребенка? Ему 35 лет,
а его надо за ручку водить.
БЛИЦ
- Самое главное увлечение: Жизнь
- Если еда – то: Лишь бы не тухлая.
- Если напиток, то: Вкусные и дорогие.
- Самое главная победа в жизни: Что
я сижу здесь с вами.
- Самое любимое место в Москве: Внутри
Кремля. Туда раньше запросто пускали.
Там такая чистота и тепло!
- Что делаете в пробках: Разговариваю
по телефону и слушаю классическую
музыку.
- Верите ли в удачу? – Не очень. Я думаю,
каждый человек сам созидает свою жизнь.
Есть у меня такая фраза, которую ты
не напечатаешь: «Каждый человек –
п..ц своему счастью». Понимаешь? Сам
себе делаешь хуже всегда.
- Есть ли у вас девиз, с которым вы
идете по жизни? – Да, есть. «Ходить
всегда по солнечной стороне». И ничто
не может меня остановить. Трудностей
много. Я теряю близких друзей. Одни
уходят навсегда, другие из друзей
переходят во что-то иное. Но всегда
есть солнечная сторона. Надо перейти
на нее и идти дальше.
Я ни с кем не соревнуюсь. Иду своей
дорогой. И все же у меня масса врагов.
Но есть в этой стране миллионов 10
человек, которые ко мне хорошо относятся.
И для этих 10 миллионов я лопну и
взорвусь! А если к этим 10 добавить
еще детей, получится миллионов 20.
А это уже целая страна!
Комсомольская Правда, Оксана КАЛЬНИНА |