В этом году юбилей у самой популярной детской передачи «Ералаш». Киножурнал, которому исполнилось целых 30 лет, по-прежнему привлекает к экранам мальчишек и девчонок, а также их родителей. И уже больше четверти века неизменным руководителем «Ералаша» является Борис Грачевский. С ним и с теми, кто принимал участие в съёмках, мы и поговорили о том, как делается киножурнал.
Начиналось всё просто. Режиссёр Алла Сурикова написала письмо в ЦК КПСС с предложением сделать киножурнал для детей "Фитилёк". Потом она эту идею как-то забросила, и аналог взрослого популярного киножурнала "Фитиль" решили воплотить в жизнь Александр Хмелик и Борис Грачевский. И сделали свой киножурнал, задумкой которого было снимать о детях и для детей весёлые, озорные анекдоты, которые ненавязчиво бы служили воспитанию юных зрителей. Название "Фитилёк" отпало почти сразу - ни Грачевскому, ни Хмелику оно не приглянулось, да и руководителям взрослого "Фитиля" эта идея была не в радость. Потом дочка Хмелика Наташа, тогда семиклассница, придумала название - "Ералаш", и оно всем понравилось. "Помню, нам все тогда говорили: "Поиграете и бросите!" или: "Хватит вам ерунду снимать!" - вспоминает один из основателей "Ералаша", а ныне его художественный руководитель Борис Грачевский. — А мы до сих пор существуем, оказались очень живучими. Хотя и сегодня некоторые мои коллеги говорят, что я снимаю ерунду. Но они не знают, как случайные люди на улице благодарят меня за работу".
Вслед за названием появилась идея сделать рисованную заставку к киножурналу и придумать к ней оригинальную песню. Заставку к "Ералашу" вот уже 30 лет рисует Юрий Смирнов, причём в течение всех 30 лет она всегда немного менялась: мультяшных детей и одевали и причёсывали в ногу со временем. А песенка, любимая всеми, появилась так: "Сначала Александр Хмелик придумал стихи "Мальчишки и девчонки, а также их родители...", - вспоминает Грачевский. - Мы их отнесли к музыкальному редактору Киностудии имени Горького. Он утвердил текст. И мы объявили конкурс на лучшую музыку. Самую яркую, просто великолепную мелодию предложил Владимир Шаинский. Но он повыкидывал половину наших стихов, оставив всего пару строчек. Мы очень долго мучились, что делать - Шаинский наотрез отказывалсявозвращать слова назад. И тут как раз появился со своей мелодией Алексей Рыбников. И мы выбрали его. Песню сначала исполняла певица Елена Камбурова, а сейчас детская группа "Непоседы", с которой мы уже давно сотрудничаем.
Самым первым сюжетом "Ералаша" стал выпуск "Почему мы так говорим?" В нём Спартак Мишулин в образе взрослого дяди вместе с маленьким мальчиком ехал в лифте и спрашивал его: "Как дела, Вова?" Тот в ответ: "О, классно! Сейчас один фитиль такое отчебучил! Подкатывает к шкету и говорит: "Дай велик погонять! Сел и почесал. Едет и как брякнется. Он с фингалом, а тут училка...", ну и так далее. Герой Мишулина вновь спрашивает: "Понятно, а что вы проходите по литературе?" Мальчик отвечает: "Да Гоголя, "Чуден Днепр при тихой погоде..." А Мишулин вдруг: "Замечательно. Классный Днепр при клёвой погоде..." Сценарий к этому сюжету написал ещё никому не известный тогда Лион Измайлов.
Весь коллектив киножурнала "Ералаш" находится в постоянных поисках талантливых детей. Но студия взращивает и своих звёзд прямо на съёмочной площадке. Процесс таков. Вначале обыкновенных ребят приводят на студию и проверяют, не боятся ли они камеры. Потом малыши попадают на "заднюю парту" - на общий план, потом - на крупный со словами. А главные роли им доверяют только тогда, когда пройдены все испытания. "Естественно, от родителей, считающих своё чадо гением, отбоя нет, - рассказывает Борис Юрьевич. - Я раз 60 на дню слышу такую фразу: "Посмотрите нашего ребёнка. Он такой талантливый!" - и уже не реагирую на подобное: "Вы знаете, я вам хочу сказать не как мать..."
"Маму - налево, папу - направо, и если ребёнок с нами один на один выдержит весь конкурс, значит, он готов работать, - продолжает раскрывать нам секреты "Ералаша" Грачевский. - Конечно, некоторые особенности внешности тоже играют роль. Мы следим, чтобы у ребёнка, например, не было тика. Вообще же, я в большинстве случаев выбираю не красивых детей, а наоборот... Я бы сказал, что "Ералашу" нужны страшненькие, с необычной внешностью талантливые дети. И рыжих мы часто берём - они от природы хорошие актёры".
Борис Грачевский - специалист экстра-класса - одарённых детей определяет с первого взгляда. Шутка ли, за 30 лет он просмотрел столько детей, что давно сбился со счёта. Что касается конкурсов, то они зависят от каждого конкретного ребёнка. Главный критерий: ребёнок должен обладать актёрскими способностями, которые будут развивать уже потом на студии. "И в этом я ни разу не подвёл ни одного ребёнка", - говорит нам Грачевский.
Один из нынешних актёров "Ералаша", постоянно снимающийся в киножурнале Ваня Ролдугин, рассказывает: "Я вообще с детского сада был активистом, участвовал во всех утренниках и праздниках. А началась моя карьера в "Ералаше" с летнего оздоровительного лагеря "Буревестник" от Киностудии имени Горького 8 лет назад. Там я участвовал во всех мероприятиях, посещал кружки и спортивные игры. В общем, пел, танцевал, лепил, выжигал, даже вышивал... Меня и заметил помощник режиссёра. Сначала больше 5 лет снимался в маленьких ролях в массовках. И только в 2001 году мне начали давать большие роли, а следом за ними и главные. Самая первая моя роль со словами была в сюжете "Торт", где я произношу всего лишь одно слово: "Привет". Потом была потрясающая роль вообще без слов в сюжете "Прощай оружие". А потом я снялся и в большом кино".
"Ералаш" вырастил большое число детей. Кто-то из них стал известным большим актёром, у кого-то актёрская карьера не задалась, а кто-то занимается далёким от актёрства делом. Алексей Фомкин, исполнивший в картине "Гостья из будущего" роль Коли Герасимова, начинал свою актёрскую карьеру именно в "Ералаше" и сыграл в шести сюжетах. Жизнь Фомкина, однако, закончилась печально. В 30 лет он трагически погиб при пожаре.
Фёдор Стуков засветился в "Ералаше" уже после того, как стал сниматься в большом кино. Его кинокарьера началась в картине Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". И только потом он появился в киножурнале. "Ералаш" отличался от большого кино тем, что кино - это целая страна, а в киножурнале всё делается быстро, - вспоминает Фёдор Стуков. - Я же в разных сюжетах участвовал. Был, например, ералашный мюзикл "Ябеды" - поучительная история про то, как плохо жаловаться. Но раз мюзикл, надо не только ябедничать, но и петь. А я с 5 до 10 лет пел в хоре Попова, и это помогло. А самый первый мой сюжет в киножурнале назывался "Портфель" - про то, как мальчику в автобусе портфель от ручки оторвали. Замечательная была съёмка! Сначала в автобусе покатался, а потом весь день с горки на портфеле съезжал". Сейчас Фёдор уже в кино не снимается, несколько лет назад он увлёкся телевидением: сначала вёл передачи, а теперь уже является телевизионным режиссёром.
Александр Лойе в кино тоже попал совершенно случайно: в 5-летнем возрасте во время летнего отдыха в Подмосковье снялся в массовке фильма "Дубровский" и попал в картотеку Киностудии имени Горького. Но самые свои известные "детские" роли он получил именно в "Ералаше". "В Лойе идеально сочетались актёрский талант и яркая внешность, - вздыхает Грачевский. - А вырос - и испортился, стал противным клоуном. Это всё "звёздная болезнь". Когда она у него началась и его мама потребовала за участие в съёмках своего сына большие гонорары, которые мы не могли себе позволить, я подумал и решил отказаться от участия Лойе в киножурнале. Конечно, жаль было расставаться с таким актёром, но я в этом смысле жесток. Дети должны быть детьми. Я сам могу их выдвинуть, а могу и убрать".
Оказывается, звёзды шоу-бизнеса тоже когда-то снимались в "Ералаше". Одна из экс-солисток скандальной группы "Тату", Юля Волкова, и певица Глюкоза засветились в журнале задолго до того, как стали звёздами эстрады.
Юля Волкова начинала свою карьеру в детском ансамбле "Непоседы". Именно там её и обнаружили сотрудники "Ералаша". В 12 лет, в 1999 году, Юля впервые сыграла в киножурнале в сюжете "Выручи меня". Там она изображала коварную девочку, которая поссорилась со своим ухажёром. По сценарию она гордо проходила мимо него с другим пареньком, заставляя того себя целовать, чтобы вызвать ревность у влюблённого в неё мальчишки. "Юлька настоящая, талантливая актриса, - поделился худрук "Ералаша". - С первого же раза выполняла все указания, абсолютно не боялась камеры, никакой скованности и в помине не было. Она абсолютно никого не стеснялась! К тому же Юлька без "тараканов" в голове, так что работать с ней было сплошное удовольствие".
Но это был не единственный сюжет с Волковой. Через 2 года её опять пригласили в "Ералаш". Был написан сценарий серии "Манекен" - о том, как девочка разбивает в магазине манекен. Чтобы избежать кары, она снимает с него вещи, надевает их на своего друга и просит приятеля замереть. Потом приходит продавщица, смотрит на мальчика-манекена, он ей подмигивает, та падает в обморок, а ребята в это время убегают. "Ералашевцы" решили, что эта роль как раз для Юли. Вот только никто не ожидал, что девушка за это время очень сильно изменилась. Когда она появилась на киностудии, её с трудом узнали: Юля покрасила волосы в жуткий ярко-красный цвет. К тому же девочка сильно выросла. С оформившейся грудью она с большим трудом тянула на маленькую девочку, которую должна была сыграть. Но "татушку" всё-таки утвердили. Волосы перекрасили, а грудь на время съёмок пришлось сильно перетянуть.
Как на Киностудии имени Горького появилась Наташа Ионова, известная сейчас как певица Глюкоза, сегодня уже вспомнить никто не может. Режиссёру тогда понадобилось свежее лицо, и Глюкоза идеально подошла под это определение. Девочка режиссёрам приглянулась и потому сыграла в четырёх фильмах. Дебютировала Ионова в сюжете "Поганки". Суть серии такова. Злые деревенские девчонки жестоко обманули городских лопоухих мальчишек, которые пошли собирать грибы. Глюкоза там как раз этакая девка-шпана, заводная и с расцарапанной щекой. Играла она вроде как саму себя, поэтому роль ей удалась блестяще. Потом были ещё "Жуткая квартира", "Переселение душ" и "Неприятное известие". Как результат долгое время будущая певица мечтала о карьере киноактрисы. "У неё был такой вид, словно она только и делает, что по деревьям лазает. Настоящая девка-шпана, сорванец, - со смехом вспоминает Грачевский, - вечно с садинами, царапинами, со сбитыми коленками и с огромными синяками. Но сюжеты она тянула дай боже! Так что не удивлюсь, если Наташа вдруг сменит эстрадную карьеру на актёрскую".
Кто только не засветился в журнале "Ералаш"! Перечислить всех просто невозможно. Есть два сюжета, например, где сыграл Максим Галкин. В одном из них он изображает молодого учителя-практиканта, которого старшеклассницы соблазняют нахальными взглядами. Максим рассказывает: "Я долго не мог придумать подходящий образ и, для того чтобы войти в роль, вообразил себя маньяком из американского кино". Не обошлось и без эксцессов: когда в школе прознали, что у них будет сниматься известный артист и телеведущий, все прибежали смотреть на "живую" звезду, и пришлось оцеплять полшколы, чтобы не сорвать съёмки. А вот для второй своей роли в "Ералаше" - Александра Сергеевича Пушкина - Максима Галкина даже гримировать особо не пришлось. "У меня ведь, если не причёсываться, кудри, как у великого поэта, - говорит звезда телеэкрана. - Гримёрам оставалось только приклеить бакенбарды".
Снимался в "Ералаше" и народный артист СССР Лев Дуров: "Я сыграл роль доброго домового, который помогает исправиться одной девочке. Причём финал сюжета придумал я сам: избавляюсь от грима и говорю: "Я не домовой - я артист Лев Константинович Дуров!.." Сколько лет играл в детском театре, кого только не переиграл, а вот лешего до сих пор не доводилось... А краски для образа взял из большого жизненного опыта: посмотришь - вокруг одни лешие да бабки-ёжки!"
Геннадий Хазанов тоже в своё время снялся в двух сериях "Ералаша". Самая известная - где он сыграл роль учителя в итальянской школе. "Там все актёры, - говорит Геннадий Викторович, - должны были говорить только по-итальянски. Я незадолго до этого ездил с гастролями в Южную Америку и делал программу по-испански, так что к языкам я привычен. А вот Евгений Александрович Моргунов, который играл директора этой итальянской школы, текст никак не мог запомнить. Ему наняли учителя, долго с ним репетировали. А на съёмке ему на бумажке написали итальянские слова русскими буквами. Евгений Александрович должен был ударить кулаком по столу и воскликнуть: "Эрпенсео лорео!" Но, когда скомандовали: "Мотор!" - он не разглядел шпаргалку и в ужасе выкрикнул что-то несусветное и совсем недетское. На съёмочной площадке случилась истерика, пришлось делать другой дубль. А ещё на съёмках со мной произошёл ужасный случай. По сюжету школьники пытались взорвать учителя. Сцена была такая: из класса в учителя летит апельсин - и взрыв. А потом я вылезаю из-под стола и говорю по-итальянски: "Здравствуйте, дети! Я ваш новый учитель". Но, когда пиротехники устроили взрыв, на мне вдруг загорелся костюмчик. Я сижу под столом и пытаюсь его потушить, а съёмочная группа не понимает, что происходит. Потом уже все бросились мне помогать! Так я чуть не сгорел".
Нынешний "Ералаш" совершенно не такой, каким он был 30 лет назад, да и 15 тоже. Это и понятно: дети совершенно изменились. "Они резко повзрослели, - радуется основатель киножурнала Борис Грачевский. - Мы начинали журнал для 10-летних и старше. А сегодня уже 5-летние смотрят наш "Ералаш" и что-то для себя находят!" Вот несколько сюжетов из современного киножурнала. Приходит мальчик к экстрасенсу и протягивает фото с изображением двух девочек, стройной и толстой: "Сделайте так, чтобы меня девочка полюбила!" "Нет проблем! - говорит экстрасенс, которого сыграл Валентин Гафт. - Кто из них?" "Ну, которая красивая", - отвечает мальчик. Пацан возвращается в школу, и та, которая толстая, начинает за ним бегать. Тогда он мчится к Гафту: "Что вы наделали! Я же не эту просил! Я же красивую просил!" На что Гафт стеснительно говорит: "Прости, но я толстеньких люблю".
Иногда сюжет находится в производстве в течение длительного времени. Один, например, не получался целый год. И никто не знает почему. Мальчик направляется среди ночи в туалет пописать, и вдруг на него идёт страшное чудище! Мальчик бежит и прячется от него в туалет. Чудище начинает туда ломиться! И вот дверь не выдерживает, шпингалеты отрываются, мальчик выбегает, а чудище прыгает в туалет и... писает! Сейчас сюжет уже показали по телевидению, но чудище долго не получалось. Но в конце концов всё удалось. "Клёвое такое чудище получилось, - говорит Грачевский, - лохматое".
Ещё один сюжет. Сидят мальчишки, беседуют на тему, есть ли инопланетяне. "Конечно, есть!" - "А что, они и по-русски понимают?" - "Конечно, это же высший разум!" И мальчишки пишут на снегу: "Дарагие инапланитяне! Пришлите, пожалста, какой-нибудь падарок!" Бац! С неба летит такой хорошенький парашютик. Они, счастливые, открывают свёрток... а там орфографический словарь. Или вот ещё сюжет. Мальчик пишет записку девочке на уроке зоологии: "Я тебя люблю", и она попадает к учительнице. Зоологичка, страшная, нудная (её играет Алиса Гребенщикова), вдруг преображается и оставляет парня после уроков: "Николаев, я понимаю и одобряю твой выбор. Но сейчас надо учиться, потом можно влюбляться". Он ей говорит: "Это не вам записка". Она: "Как это не мне?" "Да это Соколовой была записка". "Этой мымре? Завтра с родителями ко мне!"
Или вот ещё о детях. Тренер им говорит: "Ребята, вы команда, кулак, вместе вы — сила". А потом просит одного из ребят: "Принеси веник". Тот приносит, и тренер показывает, приговаривая: "Сломай прутик... Видишь, один легко поломать, а теперь попробуй сломай веник". Мальчишка - хрясь его напополам. Тренер: "Да идите вы все к чёрту!" Вот такие истории бывают.
Ещё один смешной сюжет. Плывут в лодке мальчик и девочка. Девочка гребёт. Мальчик смотрит сначала на карту, потом на компас. Девочка говорит: "Какой ты умный. Я бы в жизни не смогла ориентироваться по карте и вот по этому, как его, азимуту. Какой ты молодец!" Мальчик ей отвечает: "А ты греби-греби, скоро уже наша деревня Пеньки. А потом падает в воду. Девочка за ним ныряет, вытаскивает его и говорит: "Спасибо тебе, Коля!" - "За что?" - "Я ведь и плавать не умела!"
Создатели "Ералаша" уверены: на фоне крови, которая льётся с телеэкрана, их киножурнал можно смотреть без опаски для детской психики и нервов. Хотя смешное кино снимается совсем несмешно: после 10-го дубля всем уже не до веселья. А чего только не приходится делать маленьким артистам. Во время съёмок они могут и снега переесть, и по голове получить, причём не только подушкой, но и карнизом, который падает пять дублей подряд. Но, как говорит Грачевский: "Народная любовь дороже всего!"
Сегодня "Ералаш" смотрят все. "Судя по рейтингам, - говорит Грачевский, - возрастной провал лишь от 15 до 20 лет, а остальные - и в 75, и в 5 лет - смотрят! И это, наверное, самое главное. Нам очень важно, чтобы все смотрели наш журнал!"
"Какое же будущее у "Ералаша"? - спросили мы у его создателя. "Потрясающее! - заверил нас Грачевский. - Офигенное! Смешное, классное кино. Уже сейчас мы в год снимаем больше серий, чем раньше. И пока я есть, с "Ералашем" всё будет в порядке: если что, выкручусь. И я точно знаю, что нужно современному ребёнку. Я читаю чужие мысли, знаю чужие секреты. У меня вообще планов громадьё!"
Мария ЧЕСКИС. |