Отец-основатель "Ералаша" Борис Грачевский вот уже более 30 лет возглавляет культовый детский киножурнал. Через его "лабораторию" прошли тысячи ребятишек. Большинство московских школьников, снимавшихся в "Ералаше", по мере выхода из детского возраста, возвращалось к обычной жизни, без софитов и грима. Но кому-то "Ералаш" дал путевку в жизнь: так, скажем, большинство пацанов, сыгравших в нашумевшей картине "Сволочи", - птенцы гнезда Грачевского. Он как никто другой знает психологию маленького человечка. Знает он и то, на каком языке надо разговаривать с юным зрителем сегодня. И этот наш разговор с Грачевским не случаен: все последние месяцы вопрос о создании специализированного детского телеканала обсуждается на государственном уровне.
- Сколько поколений малышей прошло через ваши руки? И еще: скажите, сильно ли изменились наши дети за последние годы?
- Не могу сказать точно, сколько поколений детей выросло в стенах "Ералаша" - их очень много. Что же касается изменений... Вот характерно, например, как менялась аудитория нашего киножурнала. Когда мы только начали создавать "Ералаш", мы четко понимали, что представляет собой его аудитория. Это были школьники, "а также их родители", кстати, часто принимающие непосредственное участие в съемках сюжетов. А вот малыши нас не смотрели. В чем я однажды имел возможность убедиться воочию. Как-то раз я вместе с "Ералашем" оказался в зале, где сидели только старшие группы детского сада и первые классы школ. Я потерпел такое фиаско! Они смеялись только тогда, когда-либо показывали наши традиционные мультики на титрах, либо когда кому-то что-нибудь падало на башку. А весь юмор как таковой проходил мимо них. Но сегодня я с удивлением обнаруживаю, что и маленький зритель приходит к нам. И смотрит нас, несмотря на повальную американизацию телевидения и кино. Вот взяли они и поумнели. На них в последние годы обвалился поток информации, который начал их автоматически воспитывать и формировать. Правда, далеко не всегда лучшим образом.
- Но ведь и раньше дети смотрели кино и ТВ. И, кстати, читали гораздо больше, чем сегодня...
- Ситуации тогда и сейчас не идут ни в какое сравнение. Вы представьте себе, 25-30 лет назад, когда мы снимали первые выпуски "Ералаша", во время соревнований по фигурному катанию мы ставили к телевизору магнитофон с микрофоном и записывали музыку. И только молили Бога, чтобы комментатор поменьше говорил. Потому что достать записи рок-н-ролла и многих других лучших образцов западной музыки было невозможно. И потом мы использовали эти записи в фонограмме. Это мы-то, взрослые люди, профессионалы. А что получали дети? В те времена я сам еще недалеко ушел от школьного возраста и хорошо помнил, с какими постоянными унижениями мы сталкивались. Нас выгоняли с танцев, если мы приходили туда одетыми по "буржуазной" моде, нам разрезали расклешенные брюки, девчонок дружинники тащили за волосы, если они были ярко накрашены. Приходилось постоянно следовать множеству глупейших условностей. Мы вынуждены были жить по двойной морали. Я, например, очень быстро сообразил, что нужно писать в сочинениях, чтобы не было проблем. И будучи всегда диссидентом по взглядам, свою позицию сохранял внутри себя, понимая, что внешним конфликтом положения вещей не изменить. Я за рациональный подход. Возможно, я рассуждаю цинично, но по прошествии многих лет я пришел к выводу, что если бы я когда-то и отсидел за свои убеждения, ни к чему хорошему это бы не привело.
Я рос в тяжелейшее время и в очень сложных бытовых условиях. Мы жили вчетвером в шестиметровой комнате. У нас даже кухни не было. Мы ели в рабочей столовой. Опоздал - остался без обеда. Я не хочу такого для своих детей. Именно поэтому я всегда старался дать им все то, чего не было у меня. Я никогда и ничего не запрещал им. Я хотел вырастить свободных людей. Во всем. В мировоззрении, в отношениях, в быту. Я сам, например, купил свою первую машину (это был "Запорожец") почти в тридцать лет, хотя водить я умел с восемнадцати. А у моего сына уже в 16 лет появилась машина. И дело не в материальном достатке. Просто я хочу, чтобы мои дети жили лучше меня. Но при этом я понимаю, что они будут такими, какими я воспитаю их. Если я буду сплевывать на пол, то и они будут делать это. И так в каждой семье.
- Многие считают современных детей более свободными. А кто-то - бесцеремонными и циничными...
- Свобода, свалившаяся на них, дала двойственный эффект. Но в аналогичных ситуациях так было всегда и везде. Вот Франко всех держал в Испании в железных рукавицах, и, когда открылись свободы, все будто ошалели. Так и у нас. Молодые люди стали раскрепощенными, но одновременно вверх прыгнула преступность, наркомания, полезли наружу разного рода извращения. И все под знаком этого замечательного слова "свобода". Люди вдруг стали ездить на красный свет. А почему бы и нет?! Свобода же! От чего свобода? Да ото всего. Когда-то мы пытались найти управу на человека с Божьей помощью. Получалось далеко не всегда. Большевики заменили Бога партией, и стало еще сложнее. Потому что Бога потрогать нельзя, в него можно либо верить, либо не верить. А партию некоторым товарищам "потрогать" вполне можно было, трактуя понятия о свободе и справедливости на свой лад. А потом отменили все... Я никогда не любил ни компартию, ни ее идеологию, но когда я увидел лица людей, которые громили памятник Дзержинскому... Они с таким остервенением и наслаждением делали это, что мне стало страшно. Им было вообще все равно, что и во имя чего уничтожать. Разрушение было самоцелью. Однажды я случайно проезжал мимо митингующих ампиловцев. Они окружили меня и начали биться в стекла автомобиля. Глядя на лица этих людей, которые готовы были разорвать меня только потому, что я еду в своей машине, я вспомнил все революции, начиная с английских. Ведь ужас в том, что чей-то достаток не вызывает у подобных людей желания заработать больше и жить лучше, он вызывает лишь стремление уничтожить то, что кто-то нажил своим трудом. И вот от этого, в частности, хочется уберечь детей сегодня. От таких вот задатков "революционеров". От ложно понятой свободы и справедливости. Надо прививать им психологию нормального человека, который осознает, что для того, чтобы жить хорошо, он должен учиться, а потом много работать. Другого пути нет.
Меня сегодня очень беспокоит, кто будет руководить нашей страной через 15-20 лет. Те, кому сегодня пятнадцать? Но многие из этих ребят абсолютно отравлены временем, лишенным каких-либо нравственных ориентиров. И, в частности, - патриотизма. А ведь сегодня главное как раз в том и состоит, чтобы вернуть людям уважение к своей стране. Чтобы за границей мы не стеснялись того, что мы из России. Кто будет этот патриотизм возрождать? Нынешние пятнадцатилетние, которые понятия не имеют, что это такое? С другой стороны, отношение людей к стране взаимосвязано с отношением страны к людям. Когда мои друзья были на острове Пхукет во время тех страшных событий, они рассказывали, что туда тут же приехали официальные представители всех стран искать своих граждан. И только никого из русского посольства там не было. Вот это позиция страны по отношению к своим гражданам. И с каким отношением к своей стране в этой ситуации должны расти дети?..
- Я знаю, что у вас есть проект создания специализированного детского канала. Каким вы его видите?
- Мне не нравится то, что американцы насаждают свою культуру везде и всюду. Я хочу вернуть русский менталитет и русскую культуру на наш телеэкран. Пусть это будет наш мультфильм. Пусть это будет русская сказка, рассказанная русским человеком. Ведь, обратите внимание, даже те наши сказки, что созданы по мотивам зарубежных, звучат совершенно по-особому! Скажем, наш Буратино намного теплее, чем Пиноккио. И таких примеров много. Я хочу, чтобы наши дети росли на нашем культурном наследии. И, надеюсь, оно будет пополняться новыми произведениями.
- Наши студии сейчас начали активно снимать большие мультфильмы с героями русского фольклора.
- Да, современные российские мультики - хорошие, качественные, но они не русские. По форме, по духу. Потому что их делали с расчетом на экспорт.
- А какие западные образцы, на ваш взгляд, достойны для демонстрации на таком канале?
- Для меня главный шедевр современной американской анимации - "Шрек".
- Что еще должно появиться в эфире специального детского канала?
- Детские публицистические программы, наподобие тех, которые некогда были на центральном телевидении - "Башня", "До 16 и старше..." Вообще, на мой взгляд, две наши самые главные проблемы сегодня - дети и фундаментальная наука. Я не устаю повторять это. Мы уже потеряли тысячи ученых, уехавших на Запад. И процесс продолжается. А если у государства не развивается наука - значит, наступает стагнация. А дети... Мы уже коснулись с вами этой темы. Вот когда-то сегодняшний 15-летний ребенок будет руководить производством. Что у него есть за душой на данный момент? Ничего. Он в лучшем случае знает Гарри Поттера. Тоже, конечно, хорошо, но неплохо бы еще знать Иванушку, Аленушку, Емелю, знать свои корни и менталитет своей страны, для того чтобы ею руководить.
- Но вернемся к "Ералашу". Это продукт исключительно для телевидения или его можно смотреть и в кинотеатре?
- "Ералаш" очень хорошо проходит в большой аудитории. Причем лучше всего его смотреть в зале со смешанной публикой, где есть и малыши, и средние классы, и старшие, тогда они друг у друга подхватывают эту юмористическую волну, смехом помогая уловить друг другу сюжет. Вообще юмор лучше воспринимать коллективно. Потому что, когда ты один перед телеэкраном, моргнул - пропустил кадр, почесался - чего-то не увидел, пошел за чаем - реплику пропустил. Что сказал герой - переспросить не у кого. И соль шутки теряется.
- А интересно, существуют ли зарубежные аналоги "Ералаша"?
- Там тоже что-то есть, но совершенно другое. "Ералаш", на самом деле, очень эксклюзивная штука. И никогда никакие американцы не поймут, как это делать. Так же, как наши старые мультфильмы невозможно побороть никакими суперсовременными технологиями. Вспомните "Варежку".
- На мой взгляд, "Варежка" может нанести глубокую психологическую травму ребенку. Я сама до сих пор плачу, когда смотрю этот мультфильм.
- Нет, это не психологическая травма, а очень сильное впечатление для ребенка, которое может круто изменить его представление о ценностях жизни и заставит его задуматься. Представляете, сколько нужно было вложить любви и тепла в свое произведение, чтобы все это осталось навсегда с целыми поколениями людей.
- Есть ли у вас какая-то особая система, по которой вы работаете с детьми? Ведь многие из них уже к 14-15 годам становятся готовыми профессиональными артистами?
- Такая система есть. Впервые ребенок появляется у нас в 5 лет. Ребенок изначально интересный. И мы смотрим, что из него получится. Лет в 6-7 его возьмем в массовку, посмотрим, как он будет себя там вести. Через какое-то время средний план получит, потом крупный, потом план со словами. И пока дело дойдет до роли, он уже знает, что такое команда "Мотор!", камера, съемочный процесс. И готов полноценно в нем участвовать.
- А многие из птенцов вашего гнезда стали артистами?
- Нет, не много, большая часть выбрали обычные профессии, один даже стал священником. Но при этом есть Глюкоза, "Тату", "Смэш", Федор Стуков, Катя Вуличенко, Маша Рыбакова, Аня Цуканова, Саша Головин...
- Интересно, что из Ани Цукановой ("Курсанты") и Саши Головина ("Сволочи"), выросших в комической среде "Ералаша", получились хорошие драматические артисты.
- А хорошему артисту все равно, что играть. У них есть база, профессия в руках, и это главное.
Безрук Мария |